автомобильный блог Sparcoman

Главная

о блоге Sparcoman.ru

рекламодателям

Интервью Гриво

Завсегдатай ЖЖ сообщества spb_auto. Борец с тошнотами и автор курсов по вождения — Grivo.

Интересный человек со своим взглядом на автомобили, быструю езду и в целом.  Многие в интернет читали его каменты, весьма, скажем честно, резкие и тем более его сообщения.   Вот теперь можете ознакомиться с ним подробнее. Интервью получилось большое, откровенное и без лишнего эпатажа, которые Grivo демонстрирует в сообществе автолюбителей. Читайте, много букв, думайте много мыслей.

Привет. Представься что ли :) Как зовут?

Привет. Чувствую себя как в школе. Меня зовут Лемков Лев, молодой, в сущности, человек, тридцати без малого годков отроду. В жж — grivo

Чем занимаешься в жизни кроме машин?
Чем занимаюсь… В раннем детстве я хотел быть юрием сенкевичем. Лет в девять хотел стать рантье. Так и написал в сочинении, за что чуть было не вылетел из школы, ибо времена были еще не до конца пост-советскими. сейчас снова хочу быть Юрием Сенкевичем, но уже, скажем, снятым с автомобильного ракурса.

А жизнь штука веселая, так что десятый, что ли, год — временно работаю программистом в одной крупной софтверной компании.

Да, на сноуборде катаюсь. не помню сколько. Сезонов шесть?

Традиционная часть вопросов:  с какой максимальной скоростью ездил? Самый быстрый разгон до 100 в твоем исполнении? На чем все это было?

Пассажиром ездил 240.  Позапрошлый седьмой баварский кузов с некоторыми доработками по двигателю. Сам с трудом осилил 205 на скромном opel omega a — но эта цифра под вопросом, по двум причинам: паспортная скорость у него
меньше, да и gps под рукой не оказалось. Заезд был проведен на первом сегменте кольцевой до официального открытия.

Вообще правильно считать не максимальную скорость —  такую, среднюю курсовую, на глазок.  Если получилось проехать по основной магистрали города в среднем потоке со скоростью 60 километров в час, никого не напугав, самому не напугавшись, не шарахаясь как ужаленный — это достойно, это почетно.
А так чтобы по городу через поток — 160 езживал по утрам в разгар офисных миграций.

Нормально так. По нужде или просто для удовольствия, чтобы самому или пассажирам приятно?

Ничего приятного — все это наглые враки про то, какой кайф превысить в три раза скорость по плотному трафику. Полная имитация кольцевого дерби, фактически, только без контакта.  На гражданской машине. приезжаешь как мотоциклист какой на работу: потный, нервный, уставший.

Какую машину для города считаешь для себя идеальной?

Фиеста 1.6, например,  Scion xB (у меня первый в городе такой, так что я как кулик — свое болотце хвалю), ситроен ц2… в целом — любой более-менее оборотистый двигатель на крепкой информативной подвеске с вменяемым рулем. А если говорить уже за более солидные, скажем, авто, машины для взрослых дядечек — сааб 9-5, новый е-класс, а4 вагенпромовский.

Для более динамичной езды по городу на каждый день я бы… ну взял бы миникупер спортивной версии с небольшими доработками  или хонду s2000.

Разброс однако

Да, я фанат крайностей. Или свирепый чУмадан, или маленькая коробочка.

Ты озвучил мягко говоря, не очень мощные машины. Да. Достаточная мощность: что это такое на твой взгляд?

Достаточная мощность — это тот коктейль из управляемости и мощности, который позволяет без напряжения управлять машиной.  Из этого следует, что в рамках скорости до, условно скажем, восьмидесяти километров в час — даже очень старый автомобиль подойдет. Если претензии простираются уже на трехзначные цифры на спидометре — то круг выбора начинает сужаться.  Причем чем более опытный водитель — тем медленнее этот круг сужается. :)

Какую машину считаешь уродством?

Паркетник или джип.  Любой.  Танкам в городе не место.

Ха! Тут мы солидарны с тобой :)
Слышал и видел, что ты готовишь машинку для выступлений.  Расскажи в паре слов, что за машинка к каким выступлениям готовишь?

Это renault clio I 1.8 16v. известный в определенных кругах как «бешеный хомяк».  Кстати, даже в стандартной комплектации — отличная машина для города.  В планах стоит доработка до участия в ралли-спринтах.  Если говорить очень условно — то в рамках требований группы n4.  Сейчас в машине примерно 700 кило и примерно 140 хорошо скачущих лошадок. в перспективе хочется сделать хороший атмосферный аппарат, более легкий, более мощный, более острый.  На данный момент готовится кузов: установлен каркас по последним техническим требованиям.  Автомобиль отдан на воспитание Игорю Жемеркину, он знает свое дело, а я стараюсь помогать ему чем могу.

В перспективе Рено будет использоваться не только для тренировок и соревнований, но и для обучения.  Впрочем — всему свое время. Сначала надо его закончить, привыкнуть к новым характеристикам, устранить недочеты, которые
выползают после любого тюнинга.

Почему не взял яркие цвета для машины? Не стиль а-ля форсаж?

Причина проста до безобразия — я люблю, когда построенный автомобиль выдают тормозные диски, ну, тихий бархатистый выхлоп. А если хочется яркой внешности, то если будет возможность — сделаю яркую внешность гражданской машине.  И буду счастлив. :)

Как дошел до автомобиля. Сразу или через мото или картинг?

В детстве обожал кататься на картинге.  За руль сел из-за зимнего спорта: стало продувать спину, позже появилось желание водить по-человечески, а не так, как этому учат в автошколах, то есть абы как.  Прошел курс, посвященный прежде всего перевозке людей.  Потом пошло-поехало: чтение специальной литературы, площадки, заброшенные улицы и шоссе… вот сейчас только пришел к мысли о том, что пора попробовать себя в автоспорте.

Долго зрела идея начать обучать людей? А что было последней каплей?

Последними каплями стали два ролика в сети: презентация школы Астон Мартин в Англии и школы БМВ  в Москве.

По поводу школы бмв: вопросов нет, разворот на 360 градусов на снегу освоить — это неплохо. Но надо учитывать, что на площадке вы это делаете на ровном снегу, а в реальности на дороге будут неровности и другие машины рядом с вами.
Я раз десять посмотрел ролик, не понял соли,  не ощутил.  А чего стоит фраза одного из выпускников «зачем нужно ступенчатое торможение, у меня есть абс» — а если абс откажет (чему есть много случаев), а если вдруг окажется, что тормозной путь с абс будет несколько длиннее (как правило), а если под снегом гравий быстро сменится на асфальт, а тот на выбоины с водой?

На фоне вышеописанного — ролик англичан: человека просто учат жить с достаточно непростой машиной. задний привод, развесовка, мощные лошадки. Студентов курса учат держать коней в узде. Вот это — правильно.  Ехать безопасно, комфортно, с чувством собственного достоинства. манеры джентльменов за рулем, так сказать.

YouTube Трейлер

Быстро составил  программа обучения?

Несколько месяцев ушло на создание остова, костяка программы.  Это не спортивная программа.  Не имею права готовить людей на гонки.  Почему?  Потому что человек, в сущности, опасное создание — он все захочет проверить:  и контрруление в повороте, и позднее торможение, и проход поворота веером. Зачем? Для чего? Зачем учить человека скоростным переставкам, если он на стоящей машине не помнит — куда у него повернут руль?

Да, кое-какие простейшие навыки контраварийного вождения давать необходимо, но каждый раз программа немного меняется. надо же всегда учитывать общий уровень группы.

Что скажешь о своих учениках? Кто они обычно, почему идут учиться? Почему к тебе идут?

Причин каждый раз много.  У каждого свои.  Поэкспериментировать, избавиться от ошибок.

Самый лучший повод — это подшлифовать свои огрехи и немного узнать свой собственный автомобиль. Чуть приблизиться к своим, персональным пределам.  Это позволяет человеку понять, что он может — а что он пока не может.  А что ему вообще лучше не делать :)

Самый плохой повод: это придти ко мне учиться гонять.  Прецеденты были.  Ничего приятного ни для обучающего, ни для обучаемого.

Почему ко мне? Причин, в целом, несколько.  Первая — это максимально индивидуальный подход.  Даже когда приходится объяснять физику процессов — я стараюсь подобрать понятные для каждого человека слова. Второе — мало кто на самом деле любит сидеть в классах.  Какими бы они замечательными не были, какие бы носители регалий не внедряли знания в пытливые умы.  Вторая — тренажеры это зло. Тренажеры набивают рефлекс, но не решают проблему страха.  Одна из задач курса — наработка навыка, позволяющего действовать несмотря на страх, использовать его как топливо для быстрой реакции. Когда работает принцип «глаза боятся — руки делают» — рано или поздно руки что-то упустят. А глаза продолжат бояться.  И еще: тренажер никогда не даст реальной обстановки.

Посему я придерживаюсь принципа непосредственной практики:  краткое, емкое объяснение и тренировки. третье: многие школы переподготовки водителей ввиду большого потока не могут физически уделить персональное внимание каждому. При таком подходе качество практических занятий падает.
Четвертое: гибкий график. у меня нет расписания.  Каждый раз группа коллегиально принимает решение — когда заниматься следующий раз.  Пятое: я не мастер спорта, не заслуженный ветеран, я не выпячиваю грудь, не выказываю неуважения, не разговариваю сверху вниз.

Я добрый доктор айболит, если можно провести такую параллель, в силу моих скромных способностей.  Но не стоит полагать, что я потакаю приходящим.  Мои курсы — это советский спорт: я добрый, я вежливый, но я спущу пять шкур, и семь потов сойдет у всех, включая меня.  Работа над собой.  До срывов — да.  До слез — да. До результата — да.  Если я прошу повторить упражнение двадцать раз — это должно быть сделано.  Я сделаю паузу, но если на занятие надо потратить семь часов — я их потрачу. и рассказы про то, что человек запоминает только первые сорок минут занятия здесь не пройдут. чередование теории и практики позволяет существенно увеличить объем материала на единицу времени.

А сколько стоят занятия? Почему именно такая сумма, не дороже или дешевле?

Курс стоит всего 8 тысяч.  Почему восемь? на первом индивидуальном занятии моя цель — выяснить целесообразность обучения.  Готов ли человек. ведь как бывает, бывает что не готов. а бывает наоборот — все достаточно неплохо, тогда зачем пришедшему платить за то, что он и так знает и умеет. За это принципиально не беру денег.

Дальше — три групповых занятия на площадке. минимум по три часа. на практике общее количество часов подходит к 12.  Крайнее персональное занятие, заключительное, на котором усваиваются знания, связанные с прогнозированием дорожной обстановки, даются рекомендации к самостоятельной практике, часа четыре.  Итого — 16 (иногда 20) часов. Получается около 500 рублей за час работы.  Надо учитывать, что пять человек — это пять человек (больше в группу стараюсь не набирать, иначе на всех меня не хватит).  Будь это полностью индивидуальная программа — она бы стоила больше, я полагаю.

А кому надо по выходу с курсов иметь аттестат и регалии — это не ко мне.  Я продаю знания, не свои корочки.

После первого курса нервничал в ожидании отзывов учеников?

Да, программы была сыровата, приходилось импровизировать.  Очень сложно было объяснять вещи, которые для меня были очевидны.

А вообще мнение других водителей по поводу твоей деятельности тебе важно?

Машины с каждым годом становятся все умнее, больше прощают водительских ошибок, порождают желание вдавить педаль газа в пол и ни о чем не думать.  Это опасно. кататься на машине и управлять машиной — два разных процесса. Я  хочу добиться в силу своих возможностей чтобы люди качественно переходили именно от первого состояния ко второму.

Но тут есть сложность: нужно место для тренировок. полигон. или трек.  Да, унас есть грунтовые треки, но кто готов выехать на гражданском авто и ехать на пределе? Ржевский автодром — это капля в море.

Мне важен общественный резонанс.  Наш город страдает без больших асфальтовых площадок.  Это порождает бездумные гонки по городу. без умений, без осмысления, на авось.

Я хочу приложить руку к формированию нового поколения водителей, которым интересно будет постоянно тренироваться в специально отведенных для этого местах.  Иначе у нас не будет ни автоспорта, ни безопасности на дорогах, ни вежливости в повседневных поездках. если хочется работать на результат — то надо ехать на трек. Даже если хочется стать хорошим пилотом нелегального point-to-point.  Тренировки на дорогах общего пользования кончаются зачастую невесело.

Перспективы-то есть на твой взгляд? В каком направлении двигаться надо?

Поколения мастеров спорта уезжают: в прибалтику, в другие города. Целая спортивная школа умирает.  Я даже не говорю о том, что даже простая и эффективная схема школ досааф практически разрушена. От той же программы подготовки водителей в скандинавских странах мы безнадежно отстали.

Должно быть движение.  Пусть спонтанное, пусть без центра, из которого кто-то руководит, но должна быть преследуема цель популяризации автоспорта для повышения качества повседневной езды по нашим дорогам.

Поэтому мне важно мнение других.  Ругайте меня, хвалите, делайте что угодно, но не оставляйте эту ситуацию на самотек.

Насколько поменялись твои взгляды на вождение и на водителей в целом, после того как стал обучать вождению?

Я стал гораздо спокойнее к ошибкам потока.  Тут как в анекдоте — чем больше преподаешь, тем больше сам разбираешься в предмете.  Современный российский водитель, в целом, безобиден, но ввиду своей общей беспомощности он банально озлоблен. Для него поездка — это труд. каждый выезд из дома как спецучасток.

Ну да, труд. А ПДД как кодекс законов о труде.  Что для тебя ПДД?

ПДД — это список рекомендаций по разрешению спорных дорожных ситуаций.  Это опыт предыдущих поколений водителей.  Но пдд нужно не зубрить: их надо понимать.  Надо отдавать полный отчет в том, что в ряде случаев некоторые пункты правил могут конвликтовать друг с другом. Надо понимать, что дословное исполнение указаний пдд невозможно в мегаполисе.  Надо отдвать отчет себе в том, о чем именно заботится буква закона в том или ином случае. ПДД это как сложное кулинарное блюдо: не усвоил сути — результат будет посредственным, как
точно ингридиенты не смешивай.

Ну где ПДД, там и его нарушения. Что думаешь об уличных гонках? Я тут даже фотку приведу, где ты на них как раз на своем «броневичке», зрителем. да?

Да, зрителем.
Есть такая профессия — бандит. Это только в кино жулики живут припеваючи, а в реальности это риск и стресс. В какой стране бандитов больше? Правильно — в той, где по закону жить невозможно.

С нелегальным автоспортом та же самая история. Нет тренировочных площадок и треков — все, получайте гонки на общих дорогах.

Даже если принять во внимание, что некоторые виды уличного автоспорта невозможно проводить легально — все равно: открытие серьезного трека сразу существенно снизит эту проблему. Потому что надо отдавать себе отчет, что не каждый получивший мощную машину прямо мечтает сразу нестись по улицам.  Для девяноста процентов из них полчаса кольцевого трека в неделю будет за глаза и за уши. Тут выиграют все: и владельцы площадки, и дпс, и даже нелегальные гонщики, которые на дух не переносят людей, у которых вместо мозга педаль газа.

Ну и в завершении. Пару осиновых кольев в отечественный автопром. Что про него думаешь?

Вот в Англии, к примеру, ничто не мешает переходу с угля на другие источники энергии. Закрывают угольные шахты. В штатах ничто не мешает правительству продвигать системы альтернативного топлива, водородного, например. Такие развлечения куда более серьезные проекты, чем автопроизводство. А у нас как в анекдоте про старый чемодан: выбросить жалко, нести тяжело.  Конечно, целый город без работы останется. А что, простите, тольяттинцам занятия достойного нельзя найти?

Спасибо за интервью. Дорогой наш grivo.  Успехов в творчестве и обучении людей нормальной городской езде.

Раз уж на то пошло, то оставлю контакты для желающих с grivo пообщаться на предмет обучения. У меня некоммерческий блог,  контакты не скрываю :)

сайт курсов Льва — drivecool.net
жждневничок -  grivo.livejournal.com
е-мейл: grivoinfo@gmail.com,
+7 911 227 81 39 [Лев]

Метки:,

Понравилось? Поделись с друзьями!

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Понравилось? Поделись с друзьями!

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Не держи в себе, выскажись!

  1. Sparcoman 23 сентября 2010 в 14:31

    ах да, сразу чтобы не было вопросов — кто напишет, что это реклама, тот Филипп Киркоров!
    Скрытой рекламы в этом блоге нет. Пишется от души.

  2. asne 23 сентября 2010 в 15:17

    Перспективы-то есть на твой взгляд? В каком направлении двигаться надо?

    забыл выделить болдом свою фразу

  3. Sparcoman 23 сентября 2010 в 15:25

    опа
    старость не радость
    спасибо, поправил

  4. dead__man 24 сентября 2010 в 2:32

    спасибо, читал и улыбался)

  5. Филипп Киркоров )) 24 сентября 2010 в 12:43

    А результаты то grivo где? В смысле показатель качества обучения?

    Вот есть например ЦВВМ, ДрайвКласс, Грахов, БМВ, К1 и т.п. Так ученики приезжают на гонки всякие проверить чему научился. Не все конечно, но всё же. А тут сам научился по книжкам и начал добывать на пропитание. Нипанятна.
    ЗЫ У большинства школ СПБ основа — ЦВВМ. Хоть «учителя» и пытаются утверждать другое. А grivo судя по статье самородок типа kamikaza_pilot ))
    Интересно было бы посмотреть на обучение поближе ))

  6. Sparcoman 24 сентября 2010 в 13:22

    да, типа Гриши kamikaze
    надеюсь, Гриша как-нибудь найдет таки время со мной пообщаться :)

    у большинства основа ЦВВМ это не есть хорошо, имхо.
    Хороший семейный ресторанчик всегда вкуснее конвеерного Макдоналдса
    прогоны про тренажеры, активное руление и полицейские развороты красиво — как фотография бигмака — выглядит сочно, а на самом деле изжога и тяжесть в желудке.

    Собственно одной из причина материала было что я таки посетил одно из занятий гостем и видел как идет обучение.

  7. Филипп Киркоров )) 24 сентября 2010 в 13:38

    Прогоны про тренажеры это не изжога. )) Вопрос правильной постановки целей (занятий на тренажерах) и методов их достижения.
    По поводу ЦВВМа и клонов. Обычно подделка не лучше оригинала, а зачастую хуже.
    Подтверждение можешь увидеть в результатах автосоревнований по СПБ.

  8. Sparcoman 24 сентября 2010 в 16:38

    причем тут соревнования? речь про городское вождение
    в городском вождении, обучении начинающего важен подход, методика и контакт
    ничего этого в ЦВВМ мне не удалось увидеть — видать не повезло.

    видел это у Гриши kamikaze-pilot, видел это у grivo. Они по-разному это дают, но дают.

  9. Филипп Киркоров )) 24 сентября 2010 в 16:52

    А как оценить результат обучения?

    - у меня инструктор классный мужик!!!Советую идти только к нему!!!
    - а чему он тебя научил?
    - ннуууууу…

    А в соревнованиях всё понятно. Нет ошибок в управлении — есть результат.

    Новые знания будут после любых курсов, а вот «ценность» данных знаний разная.

  10. Ivan 24 сентября 2010 в 17:02

    К слову… Была тема организовать закрытый скул-батл. Ну ради спортивного интереса и обмена опытом. От каждой школы руководитель и ученик. Так пока ничего так и не получилось.

  11. Василич 28 сентября 2010 в 13:38

    Не ожидал я от Вас Виктор такого, зачем же опускаться до такого бреда…

  12. [...] Интервью Гриво [...]

  13. RedRallye 5 октября 2010 в 23:32

    Идея хорошая, не новая правда… даже ученики есть, надеюсь ничему плохому не научит.

 

Выставка SEMA 2011 (SEMASHOW 2011) подробный репортаж автомобильный блог sparcoman

Подпишись на RSS этого блогa

чтобы быстро получать обновления

Поиск по sparcoman.ru

Последние комментарии

  • Загрузка...