ОСАГО, или Они нам врут

Намедни, в очередной раз оформлял ОСАГО. И в очередной раз возмутился.

ostrov-3012

Нет-нет, против самой идеи обязательного страхования автогражданской ответственности я не имею ровным счетом ничего. Наоборот — всячески ее одобряю и поддерживаю.

Дело в другом: я не люблю, когда мне врут. А представители страхового бизнеса не просто врут мне (как, впрочем, и вам), но делают это с особым цинизмом и размахом.

Сегодня я приведу вам соответствующие факты и цифры, и расскажу — в чем же именно заключается это вранье. А вы уж сами решите — кому верить: мне или страховщикам. Кстати, если среди читателей sparcoman.ru есть представители страхового бизнеса — было бы чрезвычайно интересно выслушать аргументы «противной стороны». Более того, если они смогут мои доказательства убедительно опровергнуть — я заранее готов принести публичные извинения. Но что-то мне подсказывает, что до этого дело не дойдет.

Ладно, перейдем к делу.

Включите телевизор, либо откройте газету. Посмотрите или прочитайте интервью любого представителя страховщиков, посвященное проблемам ОСАГО. В этом интервью, со 100% вероятностью, будут озвучены два тезиса:
1) ОСАГО — убыточный вид страхования;
2) нужно повышать тарифы.

Для начала, давайте попробуем разобраться с терминологией: что же такое «убыточность» в понимании страховщиков?
Выясняется очень интересная штука. Коэффициент убыточности в страховании — это отношение суммы выплаченных убытков к сумме собранных страховых премий.
Чтобы было понятнее — поясню на примере. Допустим, что вы страховщик. В отчетном периоде клиенты купили у вас ваших страховых продуктов на условные 100 рублей (другими словами — вы эти 100 рублей положили в свою кассу). В этом же периоде произошло несколько страховых случаев, и вы возместили своим клиентам ущерб на сумму 10 рублей.
Следовательно, в вашей кассе осталось 90 рублей. Т.е. ваша валовая прибыль (прибыль без учета торговых издержек и управленческих расходов) составила эти самые 90 рублей. Логично?

Нет, не логично, считают страховщики. Предпочитая думать, что раз уж они были вынуждены выплатить клиентам 10 рублей, то убыточность их бизнеса составила 10% (исходя из формулы:10р./100р.*100%). Другими словами, если клиентам по любому виду страхования, вне зависимости от суммы сборов, был выплачен хотя бы один реальный рубль, то этот вид страхования — убыточен!
Красивая подмена понятий, неправда ли?

Но это еще цветочки. Более того, я даже готов принять подобную терминологию и ниже буду исходить именно из нее. Т.е. когда я буду говорить, к примеру: «убыточность составила 64%», это следует понимать как: «100 рублей — получили, 64 из них — выплатили».

А теперь давайте посмотрим: как эта самая убыточность выглядит в реальных цифрах. Для этого обратимся к данным Федеральной службы страхового надзора.

Посмотрим, как изменялся по годам коэффициент убыточности ОСАГО в Санкт-Петербурге.
Смотреть будем здесь.

070b26a132fcc1c106c540730cbcc2da_490x3682005 год.
Поступления по ОСАГО: 3 704 197 тыс. руб.
Выплаты по ОСАГО: 1 613 085 тыс.
Убыточность: 43,5%

2006 год.
Поступления: 4 643 166 тыс.
Выплаты: 1 912 701 тыс.
Убыточность: 41,2%

2007 год.
Поступления: 4 583 613 тыс.
Выплаты: 2 065 078 тыс.
Убыточность: 45%

2008 год.
Поступления: 5 960 576 тыс.
Выплаты: 2 746 467 тыс.
Убыточность: 46%

Итого, за 4 года «убыточность» по ОСАГО выросла аж на два с половиной процента!
При этом валовая прибыль по тому же виду страхования увеличилась с двух миллиардов рублей в 2005 году, до 3,2 млрд. в 2008-м. Другими словами — на 60%.

(Я пока специально не трогаю 2009 год. О нем — несколько позже.)

А теперь сравним с другой цифрой. В 2008 году страховые компании СПб по всем видам добровольного страхования собрали 36 298 252 тыс. рублей, выплатили — 18 668 822 тыс. рублей. Убыточность — 51%.

Т.е. якобы сверхубыточное обязательное САГО для страховщиков ощутимо выгоднее добровольных видов страхования!

Едем дальше.
Страховщики в один голос плачутся о том, что как только убыточность по ОСАГО достигнет 77%, всем страховым компаниям немедленно наступит полный пердимонокль.
Посмотрим, откуда взялась такая цифра.

Согласно пункту 2 статьи 22 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды».
Структура страховых тарифов и величина отчислений регулируется Постановлением Правительства РФ № 525 от 28 августа 2006 года: 20% на содержание страховых компаний, 3% — в различные резервы. Оставшиеся 77% — на страховые выплаты.

Оставим в стороне тот факт, что между 77-ю и 46-ю процентами — пропасть в тридцать процентов. (Однако, в скобках замечу, что эти 30 процентов не лежат в резервных фондах мертвым грузом. Страховые компании эти деньги (не хилые, мягко говоря, деньги) успешно инвестируют. И зарабатывают на них новые деньги, которые они, в свою очередь, уже вольны тратить по своему усмотрению.)

Ладно, так наступит ли крах и разорение страховщиков если убыточность все-же достигнет 77-и процентов? Или даже (о, ужас!) превысит их?
Ага-ага, щас…

Про 20% на содержание самих себя не забыли? А 20% от поступлений в 2008 году — это, без малого, один миллиард двести миллионов рублей. (Напомню — все цифры только для СПб.)
На вскидку затруднительно понять — много это или мало.
Прибегнем к методу сравнения.

Смотрим бюджет СПб за 2008 год.

Средства на осуществление и совершенствование деятельности органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, приобретение ими технических средств и оборудования — 409718.7 тыс. руб.

Расходы на содержание Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 608507.3 тыс. руб.

Расходы на укрепление материально-технической базы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области -33962.0 тыс. руб.

источник

Итого, содержание и развитие всей ГИБДД Санкт-Петербурга обходится в год в 1 052 188 тыс. руб. Т.е. дешевле, чем содержание отделов ОСАГО страховых компаний, действующих на территории СПб.

Но вот наступил 2009 год — год экономического кризиса. Что же изменилось в структуре доходов и расходов страховых компаний? Давайте посмотрим. Правда, полной статистики за этот год еще нет, поэтому будем оперировать данными за 9 месяцев текущего года.

Итак, поступления по ОСАГО в этом году составили 4 152 273 тыс. рублей; выплаты — 2 537 130 тыс. рублей. Следовательно, убыточность —  61%.
Да, согласен, это ощутимый рост убыточности. Можно не сомневаться, что страховщики в очередной раз взвоют: «поднимите тарифы!»

Однако, не буду даже заострять внимание на том факте, что до искомого порога в 77% — еще остается очень даже приличный запас.
Гораздо интереснее другое. Посмотрим на убыточность в том же 2009 году по добровольным видам страхования:
Поступления: 24 085 662 тыс. руб.
Выплаты: 17 103 959 тыс. руб.
Убыточность: …парам-пам-пам!.. 71%!

auto058

Другими словами, в 09-ом году убыточность ОСАГО по отношению к добровольным видам страхования не только не выросла, но, наоборот — уменьшилась!

Тем не менее, про увеличение тарифов, скажем КАСКО, страховщики как-то особо не заикаются. Ибо в этом случае, имеющие возможность выбора клиенты тупо пошлют их лесом. А вот пролоббировать повышение цен на ОСАГО — это святое, это мы мигом! Очевидно: лоббировать-то проще, чем сокращать собственные аппетиты, изыскивать внутренние резервы и снижать издержки, ага…

Мне, разумеется, могут возразить: ты, мол, рассматриваешь ситуацию только в Санкт-Петербурге. А в условной Читинской области, например, убыточность ОСАГО составляет условные 115-120% и страховщики действительно работают в минус.
Охотно верю и сразу же принимаю подобные возражения. Но тогда имею встречный вопрос: а с какого, извините, перепугу, я, как житель Петербурга, должен из своего кармана спонсировать условных читинских автомобилистов (при всем моем к ним уважении)?
На мой взгляд, тарифы на ОСАГО надо уменьшать в тех регионах, где оно приносит страховщикам (противозаконную, кстати говоря) прибыль, и увеличивать — в тех, где страховщики действительно несут убытки. Разве это не очевидно?

Заодно хочу извинится перед читателями из других регионов России за «местечковую» направленность данной статьи. Однако, пользуясь предложенными данными и несложными методиками расчетов, вы, глубокоуважаемые читатели, сможете быстро составить представление о том, как обстоят дела с тарифами на ОСАГО в вашем городе или области.

Вот… На сегодня, наверное, все.
Еще раз напоминаю — если у кого-то вдруг возникнет желание мне аргументированно возразить — я с удовольствием эти возражения выслушаю.
Возможно, это как раз тот случай, когда я буду рад ошибиться.

19 thoughts on “ОСАГО, или Они нам врут

  • 22.12.2009 в 10:10
    Permalink

    Отличный пост, убедительно и наглядно!

  • 22.12.2009 в 12:22
    Permalink

    статья открывает глаза.:) спасибо!

  • 22.12.2009 в 12:40
    Permalink

    Выскажусь от страховщиков.

    В Питере рег. коэф. не изменялся ни разу 07.05.2003 г., т.е. с момента опубликования первых тарифов по ОСАГО. Т.е. «местечковость» статьи делает её холостым выстрелом. Обсуждаешь событие, которого нет.

    По убыточности. Ни один страховщик не говорит про вид страхования, что он убыточен в том смысле, что по нему есть хотя бы один заявленный убыток. Убыточный вид — тот, по которому с учётом комиссии выплаты превышают 100% сборов. Про проценты с оборота, т.е. прибыль от размещения привлечёных средств, страховщики при этом действительно традиционно «забывают». Однако подмена понятий в данном случае исходит от тебя.

    Изменить региональный в сторону снижения — действительно обвалить рынок. Хотя бы потому, что прибыльность ОСАГО в отдельных регионах позволяет частично финансировать убыточное каско. Я может открою секрет, но в том же Питере очень мало компаний, у которых убыточность по каско ниже 100%.

    «Тем не менее, про увеличение тарифов, скажем КАСКО, страховщики как-то особо не заикаются.» Кто не заикается или ещё и демпингует — тот балансирует на грани закрытия бизнеса. Последний пример в Питере — Ренессанс.

  • 22.12.2009 в 13:06
    Permalink

    Можно еще веселее посчитать. Посчитать количество дтп в РФ. Количество машин в РФ и среднюю стоимость полиса примерно 4 т. р. Получится что выплата на 1 дтп по ОСАГО в среднем составляет порядка 500-600 т.р., а у нас максимум 120 вот и вся убыточность..

  • 22.12.2009 в 13:13
    Permalink

    [b]lolhunter[/b]
    А можно подробнее про методику расчёта? Как получены 500-600 т.р. средней выплаты? И зачем считать кол-во машин в РФ и брать неверную среднюю стоимость полиса, когда GlobetrotterXL приводит источник, где есть объём сборов по ОСАГО: http://www.insur-info.ru/statistics/?

  • 22.12.2009 в 15:18
    Permalink

    Очень просто. Считаем.
    В 2008 году в РФ произошло 218 тыс. дтп
    http://www.rian.ru/incidents/20090313/164666901.html
    В 2008 году суммарный автопарк только легковых авто в РФ составлял
    32482443 авто
    http://marketing.rbc.ru/research/562949953534946.shtml
    Считаем среднюю стоимость полиса ОСАГО ~4.500рублей
    32482443*4500=146 170 993 500 рублей
    И делим на количество дтп
    146170993500/218000=670509,144
    Выплата на 1 дтп если страховые компании работают в 0 и у нас нет грузовых авто и автобусов. При максимальной выплате 120 тыс видно что минимум в 5 раз есть запас по выплатам, а зная что 120 тыс это практически недостижимый идеал….

  • 22.12.2009 в 16:44
    Permalink

    Не надо оперировать цифрой в 32 млн. автомобилей и средней ценой полиса 4 500 руб. Достаточно заглянуть сюда, чтобы увидеть сборы по отрасли: http://www.insur-info.ru/statistics/analytics/?order=un09&region=0&datatype=itog&unAction=a03 Это официальные данные.

    Это в том, что касается страховщиков. В том, что касается ГИБДД, то веселый результат заключается в их методике подсчёта. Просто прикинь. Население Питера составляет прибл. 3,5% от численности населения РФ (4,8 / 140). Бум считать, что кол-во машин у нас такое же, как и в среднем по стране. Пускай даже больше и автопарк Питера составляет 4% от автопарка страны. Получается, что в день в Питере фиксируется 218 000 х 4% / 365 = 24 ДТП!. У нас в городе чуть меньше 20-ти районов. Т.е. По 1 ДТП в сутки на район! На разборах бывать доводилось? Понимаешь, что реальная цифра в разы больше? Для Мск показатели составят соответственно 50-60 ДТП в день по методике подсчёта ГИБДД.

  • 22.12.2009 в 16:55
    Permalink

    Глебыч:
    Поверь, я чрезвычайно далек от того, чтобы хоть в малейшей степени подозревать страхового бизнеса в глупости. Поэтому, когда страховщик использует термин «убыточность», я прекрасно понимаю, что именно он имеет в виду. Однако, понимаю я это в силу того, что обладаю некоторыми специальными знаниями.

    А теперь представим человека, который такими знаниями не обладает (а это, ни много, ни мало — но большинство населения России. Отнюдь не потому, что оно, большинство — тупое. Ему попросту не нужно это знать. Как мне, например, не нужно знать терминологию квантовой физики.)
    Так вот, это человек встречает своего знакомого, директора некой фирмы и спрашивает: «Как бизнес-то идет?»
    На что следует ответ: «Да… так себе… В прошлом квартале убыточность на 10% снизилась. Теперь в ноль выходим.»
    При этом, в случае, если это директор страховой компании — по использует термин «коэффициент убыточности (loss ratio)». А его компания — катается как сыр в масле.
    Если ту же самую фразу произносит представитель вообще любого другого вида бизнеса — он говорит об «убыточности (loss-making)» предприятия. А само его предприятие — балансирует на грани банкротства.

    Само по себе — это совершенно понятно и нормально. Но при общении с населением посредством СМИ — страховщики этой двойственностью терминологии активно пользуются. Практически никогда не расшифровывая значение термина. «Убыточность ОСАГО растет». Как хочешь — так и понимай.
    Это и есть подмена понятий в чистом виде.

    Далее. Региональный коэффициент по Питеру не менялся? Согласен.
    Только проблема в том, что меняться-то он был обязан. Разница между доходами и расходами страховщика больше 5%? В Питере, — значительно больше. Причем — в долгосрочном периоде. Следовательно — меняйте коэффициенты в сторону понижения. В соответствии с законом, ага.
    Кстати, а с какой периодичностью, в соответствии с тем же законом коэффициенты должны пересматриваться? (Замечу — пересматриваться в обе стороны. В зависимости от.)
    Раз в шесть месяцев.
    Сколько раз они были пересмотрены?
    Ноль раз.

    Нельзя понижать, поскольку за счет ОСАГО покрываются убытки по КАСКО?
    Здрасссте, приехали!
    КАСКО, оказывается, убыточно. Учитывая, что сборы по КАСКО — едва ли не основная статья поступлений страховщиков, получается, что они работают себе в убыток. Из чистого, так сказать, альтруизма.
    Более того. Циферок оглашать не буду, ни к чему это, но вот процентик, который страховые компании отстегивают страховым брокерам и автосалонам, только чтобы они эту убыточную КАСКу поактивнее продавали — знаю не понаслышке. И должен сказать — весьма сладкий такой процентик.
    Это вообще как? У себя любимых отнимаем и отдаем бедным? Это ж уже робин гуды какие-то получаются, а не страховые компании!

    Это уж не говоря о том, что сравнительно честный отъем денег у населения на покрытие убыточных проектов частного бизнеса, путем эксплуатации государственной системы принуждения — лично мне, как представителю бизнеса, весьма и весьма нравится, разумеется. Вот как потребителю — не нравится нифига.

    Чем тогда страховые компании отличаются от склоняемого на всех углах АвтоВАЗа? Который, по крайней мере, в государственной собственности до сих пор находится?
    А если ничем не отличаются… Ну, давайте их тогда национализируем. Или как?

  • 22.12.2009 в 17:11
    Permalink

    А давайте отменим обязательно-принудительные поборы. Ну хотя бы для некоторых. Я вот плачу страховки второй десяток лет, но вот страховых случаев пытаюсь избегать. Так вот, рационализаторское предложение. Ездишь 10 лет без аварий — получи бесплатную страховку до страхового случая :))

  • 22.12.2009 в 17:14
    Permalink

    lolhunter:
    Извини, но в данном случае поддержу Глебыча.
    Цифра 218 тыс. — очень странная. В той же самой ссылке приводится число пострадавших — 29,9 тыс. погибших, 270 тыс. раненых.
    Если принять цифру 218 тыс. на веру, то получается, что в каждом без исключения ДТП пострадал как минимум один человек. (Причем пострадал настолько, что обращался за медицинской помощью.) А каждое седьмое ДТП — с трупом.
    Понятно, что такого быть не может.

    При этом, знаю, что в только в одной Москве в среднем ежедневно происходит ок. тысячи ДТП. Ссылку искать лень, но проверяется легко.

  • 22.12.2009 в 17:39
    Permalink

    По убыточности понял, что ты имел ввиду. Это у меня проф. деформация.

    По снижению регионального — бизнес, ничего личного. Безусловно, лоббирование неснижения есть, тут отпираться бессмысленно.

    Перераспределение своих доходов страховщик может устраивать каким угодно образом, если у него есть лицензия на получение этих доходов, согласись.

    Про своё видение ситуации с каско могу рассказать поподробнее, если интересно, но это будет не совсем тема ОСАГО. Если в двух словах — есть план по сборам, есть убыточность. Убыточность в страховании характерна тем, что на момент продажи полиса никто не знает издержек, которые он принесёт. Поэтому цена в страховании, т.е. страховые тарифы,- это результат прогнозирования будущей убыточности, а не произошедших производственных издержек, как в нормальных отраслях экономики. Эта особенность приводит к тому, что демпинг и жёсткая конкурентная борьба в страховании очень распространены. Именно на рынке каско. И именно в борьбе за план по сборам. Соберём сейчас, отчитаемся, а расхлёбывать начнём через полгода — год. Комиссия салонам и брокерам в 30-35% — оттуда же.

  • 23.12.2009 в 0:15
    Permalink

    Про своё видение ситуации с каско могу рассказать поподробнее, если интересно, но это будет не совсем тема ОСАГО. Если в двух словах – есть план по сборам, есть убыточность. Убыточность в страховании характерна тем, что на момент продажи полиса никто не знает издержек, которые он принесёт. Поэтому цена в страховании, т.е. страховые тарифы,- это результат прогнозирования будущей убыточности, а не произошедших производственных издержек, как в нормальных отраслях экономики. Эта особенность приводит к тому, что демпинг и жёсткая конкурентная борьба в страховании очень распространены. Именно на рынке каско. И именно в борьбе за план по сборам. Соберём сейчас, отчитаемся, а расхлёбывать начнём через полгода – год. Комиссия салонам и брокерам в 30-35% – оттуда же.

    Очень странное заявление. Почему в Канаде ОСАГА на 400тыс баксов + КАСКО стоит 1000$, а у нас мне на Chrysler Sebring 2008 г.в. купленный в салоне за 790 тыс предложили КАСКО от 60 до (ВНИМАНИЕ) 195 тыс. Ты считаешь что четверть стоимости машины за КАСКО это норма? Да даже 60 в левой и порядка 70-80 в нормальной это бред. У нас каждая 10 новая машина за год уходит в утиль? Никогда не поверю в убыточность такого бизнеса.

  • 23.12.2009 в 1:59
    Permalink

    Я не в Канаде работаю. Не знаю, как у них с угонами, со стоимостью нормочаса, с ценой з/ч. А так бы конечно пояснил разницу.

    В чём странность заявления?

    «Ты считаешь что четверть стоимости машины за КАСКО это норма?» Я не очень люблю, когда за меня начинают договаривать или делать выводы. Четверть стоимости машины за каско — это закрывающий тариф компашки, которая или уже обожглась на демпинге или хорошо знает, что такое ремонт американца. Т.е. не нужны ей Себринги в портфеле, где бы они не покупались и сколько бы не стоили.

    Да не верь. Сам считай, сколько будет стоить только кузовной ремонт морды или просто покраска без замены нескольких элементов. Можешь почитать подшивку Авторевю за этот год. Они там делают ускоренные ресурсные испытания, в конце моделируют «городскую аварию» и знакомят нас с ценником на ремонт.

    Аргументы из серии: выплат по каско куда меньше чем заключённых договоров не принимаются. Цифры приводить не буду, но они очень схожи.

    Да, у меня задача не заставить кого-нить поверить. Есть вопросы — отвечаю в силу собственного разумения. Цифры и факты не подтасовываю.

    • 23.12.2009 в 2:17
      Permalink

      Право же наивно полагать, что нормочасы в США или Канаде дешевле, нежели в России. Но пример США-Канады, конечно, неверный. Лучше взять что попроще и поближе. Например Финляндию. Вот удивительное дело, сколько знакомых финнов попадали в ДТП у себя — никогда их не гоняли как вшивых по бани страховые, не жопились с выплатами и прочее и прочее, чего наедается российский автолюбитель при общении что с чужой страховой по ОСАГО, что со своей по КАСКО.
      При таком скотском отношении к клиентам страховые еще и отжигают тарифами. Тут даже и говорить нечего, предмета обсуждения нет. В таком виде как сейчас страховые компании должно просто перестать существовать, от стыда. В царское время офицеры на их месте стрелялись.

  • 23.12.2009 в 10:22
    Permalink

    Виктор, с тем, что страховые традиционно повёрнуты к клиенту тылом спорить не приходится. И кризис их пока не исправил, как ни странно.

    С отжигом тарифами — это к нашему среднему «автолюбителю». В местных интернетах нередки добрые советы. Продавать машину и царапана лобовуха? По стеклу молотком — страховая заменит. Морда в сколах — страховая перекрасит. И страховая скотски меняет и красит. Заплатил за каско и не вернул за год со страховой деньги — лох и терпила.

  • 24.12.2009 в 0:17
    Permalink

    С отжигом тарифами – это к нашему среднему «автолюбителю». В местных интернетах нередки добрые советы. Продавать машину и царапана лобовуха? По стеклу молотком – страховая заменит. Морда в сколах – страховая перекрасит. И страховая скотски меняет и красит. Заплатил за каско и не вернул за год со страховой деньги – лох и терпила.
    И что? Скажи тогда какого фига они вообще страхуют по КАСКО? Смысл держать убыточное направление? Заставляет кто-то? Или бизнес во имя какой-то светлой цели? Мне вот например нужна каска только угона. Почему в России НИ ОДНА страховая компания не страхует только от угона? При стоимости КАСКИ в 70 тыс. и стоимости покраски 1 элемента 3-4 тысячи для страховых я в принципе не вижу проблем. Ты учти у нас немного разные ценовые категории и на нормо час и на запчасти и на покраску. На 70 тыс можно купить и поставить примерно всю морду на машине от 700 до 1000 т.р.

  • 24.12.2009 в 10:38
    Permalink

    «И что? Скажи тогда какого фига они вообще страхуют по КАСКО? Смысл держать убыточное направление? Заставляет кто-то? Или бизнес во имя какой-то светлой цели?»
    Угадал. За автострахованием идут все остальные виды. В т.ч. и прибыльные. Есть ещё такое свойство денег, как % с объёма. При страховании каско денег много и % большой.

    «Мне вот например нужна каска только угона. Почему в России НИ ОДНА страховая компания не страхует только от угона?»
    Обоснованно боятся мошенничества.

    «При стоимости КАСКИ в 70 тыс. и стоимости покраски 1 элемента 3-4 тысячи для страховых я в принципе не вижу проблем. Ты учти у нас немного разные ценовые категории и на нормо час и на запчасти и на покраску. На 70 тыс можно купить и поставить примерно всю морду на машине от 700 до 1000 т.р.»
    Хочешь сказать, что все клиенты готовы к тому, что страховая отправляет их в гаражные или ара-сервисы и ремонтирует з/ч с разборок? Ценник на ремонт ты указал именно для них. Это не так, не готовы клиенты. Требуют качественный ремонт, как ни странно.

    Да, тебе ценник подсказать на новые фары, капот и бампер скажем на Хонду Аккорд или Форд Мондео? Я не говорю про ПТФ, радиатор, навесное… Или сам озаботишься, чтобы пропала уверенность в ремонте морды за 70?

  • 24.12.2009 в 11:45
    Permalink

    Да, вдогонку.

    lolhunter, дискутировать больше не буду, извини. Цели доказать тебе что-нить у меня нет. А раз за разом опровергать твои расчёты — как-то не по пацански =)

Обсуждение закрыто.